КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ШРИ ШРИМАД ГОУР-ГОВИНДЫ СВАМИ
Шри Шримад Гоур-Говинда Свами (прежнее имя – Браджабандху Маник) родился 2 сентября 1929 года в маленькой деревушке Джаганнатхапур, неподалеку от Джаганнатха-Пури в Ориссе. В детстве и юности он большую часть времени жил в семье Гири, родственников по материнской линии. Все Гири были Гаудия-вайшнавами, славившимися исполнением киртанов. Дед Браджабандху по материнской линии, Баури Гири, славился в тех краях как великий святой вайшнав, парамахамса. Он постоянно повторял и пел святые имена, а также служил семейному Божеству Гопалу-джиу.
Браджабандху был спокойным и серьезным мальчиком. Каждую свободную от учебы минуту он старался использовать для служения Гопалу. Он также часто путешествовал со своим дедом и дядьями, которые ходили из деревни в деревню, пели святые имена и песни ачарьев-вайшнавов. Он был очень привязан к «Шримад-Бхагаватам». Мать заметила, что когда он начинал плакать, ей просто нужно было дать мальчику в руки «Шримад-Бхагаватам», и он тут же успокаивался. Браджабандху не расставался с этой книгой даже ночью и спал, прижимая ее к груди.
В 1952 году по просьбе своей матери он женился, а когда в 1955 году ушел из жизни его отец, на его плечи легла ответственность по содержанию семьи. Получив в Университете Уткала степени бакалавра педагогических и гуманитарных наук, он поступил на государственную службу школьным учителем.
Несмотря на большую занятость в семье и на работе, он придерживался строгой ежедневной садханы: каждый день вставал в четыре утра, повторял мантру Харе Кришна, поклонялся Туласи и читал членам семьи «Бхагавад-гиту». На протяжении всей жизни он делал ежедневные записи в дневнике. Большая их часть представляла собой письма, обращенные к Гопалу. В 1973 году он часто упоминал о своем желании отречься от семейной жизни. 10 октября он написал:
«О Прабху Гопал, преврати меня в йога, санньяси! Мне ничего не нужно, Прабху! Я не прошу у Тебя ни богатства, ни славы, ни почета. Ты можешь наградить всем этим моего младшего брата, Крипа-синдху. Пусть он содержит Твою семью. Сделай меня самсара-вайраги-йогом – тем, кто отрекся от семейной жизни. Позволь мне посвятить себя молитвам о према-дхане, богатстве любви к Богу! Разреши мне распространять прему и ананду! Сделай меня Твоим слугой! Пролей на меня эту милость, Прабху! Пожалуйста, благослови меня экстатической любовью к Тебе, према-бхакти!»
В апреле 1974 года он оставил дом, взяв с собой только «Бхагавад-гиту», две гамчхи и тетрадь. Браджабандху принял новое имя – Гоур-Гопал. Гоур – в честь Чайтаньи Махапрабху, которого также называют Господом Гоурангой, и Гопал – в честь своего любимого Божества, которому он поклонялся с детства. Став странствующим садху, Гоур-Гопал отправился на поиски духовного учителя, который помог бы ему проникнуть в глубинный смысл маха-мантры, «Шримад-Бхагаватам» и личности Шри Чайтаньи Махапрабху. Он обошел всю Индию – от Канья-Кумари на юге до Гималаев на севере. В конце концов, после долгих поисков в сентябре того же года он решил отправиться во Вриндаван, землю Кришны, уверенный в том, что там его желание исполнится. Не имея денег на проезд, Гоур-Гопал все-таки добрался до Матхуры, уговорив кондуктора довезти его бесплатно. Некоторое время он жил в разных храмах Матхуры, и, наконец, добрался до Вриндавана, где однажды увидел вывеску «Международное общество сознания Кришны». Один из преданных дал ему журнал «Обратно к Богу», и, обнаружив там статьи о Чайтанье Махапрабху, «Шримад-Бхагаватам» и маха-мантре, Гоур-Гопал понял, что нашел то, что искал. Он попросил встречи с основателем Общества, и около полудня его отвели в апартаменты Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Немного поговорив с ним, Шрила Прабхупада спросил: «Ты уже принял санньясу?». «Нет» — ответил Гоур-Гопалананда. «Тогда я дам тебе санньясу».
Позже Гоур-Говинда Свами рассказывал:
«Тогда я понял: «Передо мной истинный гуру, он знает мое сердце. Он – чайтья-гуру». Я искал того, у кого мог бы найти прибежище, и я обрел это прибежище. Мое сердце естественным образом влекло к нему. У меня была полная вера в Кришну и Чайтанью Махапрабху, и Они помогли мне».
Видя, что Гоур-Гопал – образованный человек, Шрила Прабхупада сразу же поручил ему перевести на хинди небольшую книгу – «Совершенство йоги». Несколькими неделями позже Шрила Прабхупада дал ему посвящение и имя Гоур-Говинда дас. Затем, 20 апреля 1975 года, во время церемонии открытия храма Шри Шри Кришны – Баларамы во Вриндаване, Гоур-Говинда дас был посвящен Шрилой Прабхупадой в санньясу.
По указанию Шрилы Прабхупады Гоур-Говинда Свами отправился в Ориссу, чтобы открыть храм в столице этого штата – Бхуванешваре. Не имея ни денег, ни помощников, он жил один на недавно по жертвованном участке земли, который в то время представлял собой просто джунгли, в которых кишели змеи и скорпионы, а земля была покрыта множеством муравейников.
В конце января 1977 года Шрила Прабхупада посетил Бхуванешвар и пробыл та шестнадцать дней, живя в маленькой хижине, построенной для него Гоур-Говиндой Свами. В день явления Господа Нитьянанды Шрила Прабхупада заложил первый камень в основание будущего храма. Это был последний крупный проект ИСККОН, начатый при непосредственном участии Шрилы Прабхупады. Он предсказал, что однажды этот храм, находящийся в безлюдном месте, окажется в центре города и станет одним из лучших центров ИСККОН в мире. Прабхупада также дал Гоур-Говинде Махарадже наставление переводить его книги на орию, а также путешествовать и проповедовать по всему миру.
В начале 1985 года Гоур-Говинда Махараджа начал принимать учеников. Через два года по просьбе старших преданных он согласился стать членом Управляющего Совета ИСККОН, ответственным за проекты ИСККОН в Ориссе. Летом 1985 года, следуя указанию Шрилы Прабхупады, Гоур-Говинда Махараджа отправился проповедовать за рубеж. На протяжении следующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру и рассказывал преданным кришна-катху. Его лекции стали источником вдохновения для тысяч преданных, а сейчас эти лекции представлены его последователями в виде книг. Несмотря на большую занятость, Гоур-Говинда Свами строго придерживался ежедневной нормы, переводя книги Шрилы Прабхупады на орию.
В 1991 году, в день явления Господа Рамачандры, после шестнадцати лет упорного труда, Гоур-Говинда Свами открыл в Бхуванешваре величественный храм Шри Шри Кришны-Баларамы. Сегодня Шри Шри Кришна-Баларама мандир занимает в Ориссе второе место по популярности после храма Джаганнатхи в Пури, а район, в котором находится храм, является самым быстро растущим кварталом Бхуванешвара.
В июле 1994 года в Нью-Йорке Гоур-Говинда Свами рассказал преданным о своей миссии: «Я считаю важными три момента. Первый – я хочу проповедовать проповедникам. Мне очень больно видеть, что преданные падают и уходят. Второе – я хочу показать, что в книгах Прабхупады есть все. Те, кто говорят, что Прабхупада дал только азы, причиняют мне огромную боль. Я хочу заставить их замолчать. И третье – я хочу показать, что в ИСККОН есть все и преданным нет нужды уходить куда-то еще за более высокими знаниями».
В конце января 1996 года Гоур-Говинда Свами сказал: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что материальный мир - не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушел из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всем полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Гоур-Говинда Свами отправился в Гадайгири, чтобы увидеться с Гопалом. Там он встретился со своим двоюродным братом, Гханашьямом Гири, который вспоминает:
«Мы говорили о новом храме Гопала и об установлении больших Божеств Радхи-Гопала дополнительно к маленьким. Неожиданно Махараджа сказал мне: «Я не увижу этой церемонии установления. Ты увидишь, а я нет».
«Как это так? – удивился я. – Ты на десять лет моложе меня. Если ты не увидишь, как я увижу ее?»
«Нет, нет, – ответил Махараджа, – ты увидишь открытие храма, потому что все эти годы так замечательно служишь Гопалу».
Это был наш последний разговор с Гурудевой. После этого он на несколько дней заехал в Бхуванешвар, а затем отправился в Майяпур, где остался навечно».
9 февраля 1996 года, в День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, двое старших преданных попросили Шрилу Гоур-Говинду Махараджу их принять. Они никогда прежде не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. Словно по воле Провидения, в шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур-Говинды Махараджи и смиренно спросили: «Почему Чайтанья Махапрабху жил в Джаганнатха-Пури?» Обрадованный этим вопросом, Шрила Гоур-Говинда Свами начал объяснять сокровенный смысл пребывания Махапрабху в Пури. Он говорил о невыносимых муках, которые испытывала Шримати Радхарани после того, как Кришна уехал из Вриндавана. Завораживая всех, кто был в комнате, нектарным повествованием о Кришне, Шрила Гоур-Говинда Свами дошел до того момента, когда Радха и Кришна наконец встречаются после долгой разлуки. Увидев Радхарани, Кришна испытал такой восторг, что глаза у Него стали огромными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике Его называют Джаганнатхой. Тут преданные заметили, что на глазах Шрилы Гоур-Говинды Свами заблестели слезы. Голос его прервался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встретились с глазами Радхарани. Союз глаз…». Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу говорить». И велел своим ученикам: «Пойте святое имя!» Преданные запели, а их духовный учитель, невозмутимый и спокойный, лег на кровать, дыша медленно и глубоко. Ему дали в руки изображение Гопала. С любовью глядя на Божество, которому он поклонялся всю жизнь, Шрила Гоур-Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» — и утратив внешнее сознание, покинул этот мир.
Его тело было перевезено в Шри Шри Кришна-Баларама мандир в Бхуванешвар, где он был помещен в самадхи в маленькой глинобитной хижине, служившей ему бхаджан-кутиром на протяжении многих лет.